B lock content Жирятинская библиотека - Из история села Савлуково

Оценка качества

https://bus.gov.ru

Block content

Block title

Год семьи

Дни воинской славы

Книга памяти

Пушкинская карта

МИНЮСТ

Поиск

Вход на сайт

Мы в соц. сетях

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 13
Яндекс.Метрика



Четверг, 18.04.2024, 17:30
Приветствую Вас Гость | RSS
МБУК "Жирятинское районное библиотечное объединение"
Главная | Регистрация | Вход
Из история села Савлуково


В современном рыночном круговороте, когда больше узнаешь о чужой стране, когда о русской духовности, культуре, нравственности порой говорят в скользь, важно знать и не забывать свои корни, свои истоки, свою малую Родину. Поэтому мы ведем поисковую работу по расширенному и углубленному изучению истории села и родного края, составления летописи .

«Название села по одной версии идет от монгольского имени Савлук или Салук. По другой версии название состоит из двух частей: от имени Савва который являлся старейшим населенного пункта и вторая часть от русла реки огибающая село, которая похожа на форму лука.»- из предположений жителей села.

Административно- территориальное устройство страны определяется классовой природой государства и является категорией исторической, которая развивается и изменяется в зависимости от государства, его задач и функций. Административно- территориальное устройство нашего села Брянского края, как и всей нашей страны прошло сложный путь больших изменений и преобразований. До революции село Савлуково входило в состав Черниговской губернии, Мглинского уезда, Кульневской волости. За годы советской власти административно- территориальная система менялась и село относилось к разным административным центрам:

1919 г. Гомельская губерния, Почепский уезд. Кульневская волость, Савлуковский сельский совет

1929 г. Западная область, Брянский округ, Жирятинский район, Савлуковский сельский совет

1937 г. Орловская область, Брянский район, Савлуковский сельский совет

1944 г. Брянская область, Жирятинский район, Савлуковский сельский совет

1963 г. Брянская область, Брянский район, Савлуковский сельский совет

1986 г. Брянская область, Жирятинский район, Савлуковский сельский совет

Савлуковская сельская администрация расположена в центральной части Жирятинского района, в 7 км. от районного центра и 50 км. от областног центра. Администрация занимает площадь – 4.5 тысячи гектар, из них 2.5 тыс. га пахотной земли, а остальное – луга, болота, кустарники, овраги. Она соседствует с Колоднянской, Воробейневской, Жирятинской администрациями и Выгоничским районом.

Климатические условия самые благоприятные для проживания людей средней полосы России. Рельеф местности представляет собой почти горизонтальную равнину, пересеченную оврагами. Почвы в основном серые и светло – серые, но встречается небольшое количество суглинистых черноземов.

На территории администрации в центре села Савлуково расположено озеро. Все населенные пункты администрации расположены вдоль реки Судость. По правую сторону реки на многие километры растут смешанные лесные массивы из сосен, берез, елей, дуба. Вдоль реки и ручьев в больштх количествах произрастает ольха, ива, которые хорошо закрепляют берега. богатые лесные массивы, обширные луга и поля создают прекрасные условия для жизни зверей: лосей, кабанов, косуль, зайцев, лисиц, множества куропаток и диких уток. Начиная, с ранней весны и до поздней осени на лугах и полях растет огромное количество трав и цветов: ландыш, фиалка, полевой василек, чабрец, душица, зверобой и тмин.

На территории района находятся 29 археологических па­мятников. Первые люди на Жирятинской земле появились более 20 тысяч лет назад. Об этом говорят проведенные в разные годы археологические раскопки в Комягино, Елисеевичах, Макарове.

В те очень далекие годы нынешнюю территорию Брянщины покрывал ледник толщиной 1-2 км. Ученые доказали, что только 300 километров не дошел ледник до Черного моря. Со временем ледовый период закончился, и люди по рекам Дон, Днепр, Десна, Судость шли на север, приспосабливаясь к климату и местности, где живем мы с вами.

Спасаясь от холода, уходили на юг слоны и носороги. Ма­монта, шерстистые носороги оставались в нашем крае. Эти и другие животные вместе с людьми стойко переносили холодное дыхание ледника с резкими перепадами среднесуточной темпе­ратуры воздуха, которая была на 10 градусов ниже нынешней.

Растительность пышностью не отличалась: редко росли ле­са, кустарники.

Главная забота для человека — пища. Приходилось много употреблять трав, кореньев, а также мясо мамонта, поэтому охота на этого могучего животного была важным занятием. Добыва­ли также оленей, диких кабанов, лосей.

Постепенно климат (в 4—5 вв. до тт. э.) становился все теп­лее и люди обживали все новые и новые места, в том числе и на территории нашего района. Появляются постоянные места про­живания человека каменного века — стоянки. Они находятся в деревнях Комягино, Творигаичи, Елисеевчи.

Со временем древние люди эпохи каменного века научи­лись разговаривать, строить жилье, применять огонь, готовить на нем пищу.

Интересными были жилища той эпохи. Они представляют собой полуземлянки: круглая или овальная яма диаметром 2-3 .метра и глубиной 70 см. Над ямой ставили жерди или кости ма­монта, на них клали шкуры этого животного, которые прижима­лись их же черепами. Такая «крыша» могла устоять против силь­ного ветра, внутри жилища горел костер. При раскопках подобного жилища в д. Елисеевичи археологи обнаружили 80 черепов, бивней, длиной более 3 метров и большое количество костей, а также остатки кострища.

К концу каменного века было освоено земледелие. Участки для посева отвоевывали у леса, вырубая деревья, выкорчевывая пни. Все это сжигалось, а полученная зола шла на удобрение. Раз­вивалось скотоводство, оно также как и земледелие, заставило людей вести оседлый образ жизни. Эти два вида хозяйства за­ставили человека совершенствовать орудия труда, создавать но­вые. Изготовлялись сосуды для зерна, воды, молока — из глины; каменный топор стал более крепким и острым, так как была ос­воена техника сверления отверстия для топорища и шлифовки лезвия. Топором уже выдалбливали лодки из бревен, строили из­городи и крепкие жилища; женщины научились плести сети для ловли рыбы.

При раскопках в д. Макарово, в Старом Каплино археолога­ми найдены многие изделия той поры. Среди них обломки гли­няной лепной посуды, кремневые ножевые пластинки и скребки, грузила из глины для сетей, каменный топор с просверленным отверстием. Часть этих экспонатов хранятся в краеведческом му­зее Страшевичской школы.

Человек той далекой поры умел ценить прекрасное, сам как умел, делал нехитрые рисунки на камне и кости, фигурки живот­ного, женские статуэтки из бивня мамонта, пластинки с орна­ментом, найденные в Елисеевичах и Комягино.

К III веку до н. э. люди открыли металл, который легко пла­вился и обрабатывался и в то же время был довольно прочный — это бронза (сплав олова и меди). В наши края он завозился с юга. На местах бывших плавильных печей в д. Макарово, Павловичи, Синьково были найдены украшения из бронзы — женские под­вески, капельки этого металла, нечаянно разлитого древним ме­таллургом, железные шлаки и отходы плавильных печей.

В III в. до н, э. стал постепенно разлагаться первобытнооб­щинный строй; появилось имущественное неравенство, выдели­лась родоплеменная верхушка (вожди племен), имевшая богатст­во и власть в своих руках; участились вооруженные столкнове­ния; образовались территориальные общины, вместо кровно­родственного коллектива .

К началу I века нашей эры во всей Восточной Европе проис­ходит смена бронзы на железо. К этому времени произошли не­которые климатические изменения: воздух стал более влажным и прохладным — почти как сейчас. На степь слали наступать леса., образовалось много пойм вдоль рек, пригодных для земледелия, возникали озера, болота. В болотах появились микроорганизмы, накапливавшие железные отложения, из которых образовыва­лась железная руда. Наша Судость и питавшие ее реки и ручейки стали той жизненной силой, которая давала развитие новым се­лениям, новым ремеслам. Люди начали заселять высокие берега рек, чтобы одна сторона круто спускалась к воде, другая плавно уходила к полям.

Железо способствовало росту земледелия, железный топор позволял быстрее расчищать лес под пашню. Земледелие и до­машнее скотоводство стали основным занятием славянских пле­мен. Были мастера-гончары, делавшие лепную посуду: это миски, кувшины, горшки.

Рыбная ловля также была одним из основных занятий на­ших предков, так как рыбы водилось много.

Крестьяне X—XII веков (а тогдашняя территория нашего района была сплошь сельской) селились небольшими деревнями и селами. Избы крестьян топились «по-черному», чтобы обогре­вать небольшое помещение. Дым, наполнив комнату, выходил в маленькое оконце. В деревянном доме пол отсутствовал. Печь ставили на особом срубе (фундаменте). Она занимала довольно большое пространство внутри и вошла в историю под названием «русская печь».

Предметы домашнего обихода изготовлялись из глины (горшки, миски), дерева (ложки, корыта, бочки, миски, кружки, лохани, корзины, лукошки, хлебницы и т. д.). Обязательны руч­ные мельницы для размола зерна. Освещением служила лучина, а также глиняный светильник-каганец с фитилем, пропитанный салом.

Возле избы находились небольших размеров овины для сушки снопов, ямы для зерна.

Жизнь текла медленно, размеренно. С весны до осени надо было провести весь цикл полевых работ, чтобы вырастить уро­жай и заготовить все необходимое на зиму семье и скоту. На раз­рыхленных участках сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, горох, бобы, просо.. В огороде сажали репу. Знали уже и технические культуры: лен, коноплю.

В зимнее время женщины пряли, ткали, шили, ухаживали за скотом и птицей. Мужчины выполняли работы, связанные с изго­товлением посуды из дерева или глины, готовили щепу, бревна для будущего строительства, делали телеги, сани, плели лапти и многое другое.

Земли, леса по Десне и ее причалам попали во владения Ки­евской Руси еще в X веке, когда княгиня Ольга приказала обозна­чить эти места как свои собственные и собирала с населения дань в виде меха, рыбы, дичи, меда, воска. Позднее появились и другие виды повинностей (такие как: поставка определенного числа лошадей, изготовление лодок-однодревок для перевозки к местам хранения собранного). Потом были налоги в виде мяса, зерна, фуража (овес, сено).

Один раз в год великий Киевский князь со своими дружин­никами совершал объезд (полюдье) своих владений. Начинался он в ноябре, когда замерзали земля и реки, и заканчивался в апре­ле, до вскрытия рек

XIII век в истории России отмечен татаро-монгольским на­шествием, феодальными междоусобицами. Крестьяне были подчинены каждый своему феодалу. И отдавали ему натуральный об­рок хлеб, овес, скот, птицу, медь, лен и др. Отрабатывали барщину: полевая (до б дней в неделю работали на пашне господина); зам­ковая (строили укрепления, мосты, дороги.

Территория к северу, северо-западу и центральная часть Брянщины относились к лесной зоне (куда входила и жирятинская земля). Она была хорошо освоена, но заселена слабо. Когда начались притеснения со стороны захватчиков, лю­ди потянулись сюда. И в XIV—XV вв. началось массовое заселение жирятинского края. Появилось много новых поселений земледельцев, это были слободы «починки», деревни и села. Пришед­шие новые люди привносили и новые приемы обработки земли: трехпольная система земледелия (когда одно поле в году «отды­хало»); унавоживание почвы.

Развивались старые и новые промыслы: такие, как рыболов­ство, пчеловодство, бобровый промысел, деревенские ремесла — обработка железа (в кузницах, руднях), дерева (прялки, ткацкие станки, щепа)

С 1356 года большая часть территории Брянского княже­ства вошла в состав Литвы.

В 1385 году Литва и Польша объединились в одно государ­ство. Польские паны стали полновластными, жестокими хозяе­вами.

В 1550 году часть брянских земель и сам Брянск отошли к Московскому государству.

Брянщина занимала пограничное положение в Московском государстве. Граница менялась часто: то подходила к Брянску, то отдвигалась от него.

Из исторических источников известно, что в XVI веке по территории нашего района проходило размежевание между Мо­сковским и Польско-Литовским государствами. Пограничный столб стоял на слиянии рек Судость и Рошь (напротив бывшего молокоприемного пункта), а по самой реке Рошь проходила ней­тральная полоса и все земли от Савлукова, Воробейне — к Почепу отходили к Польше, а Жирятино, Комягино, Творишичи, Страшевичи — к Москве.

Царь Алексей Михайлович начал переговоры с Польшей, которые длились с; 1664 года до января 1667 года. И все же завер­шились подписанием договора о перемирии в с, Андрусову возле Смоленска (Андрусовское перемирие).

С 1667 года вся нынешняя территория Брянщины вошла окончательно в состав Русского государства. И наша маленькая речка Рошь перестала делить жирятинцев на «русских» и «поля­ков», а ее берега перестали быть местом военных действий.

В XVIII веке Жирятинская земля была кормилицей помещи­ков и их детей, крестьяне были расписаны и безропотно выпол­няли свои повинности в виде барщины, редко оброка. Работать приходилось много, так как земли были не очень богаты. О раз­витии какой-то промышленности в этот период говорить не приходится.

Но жизнь в селах и деревнях шла своим чередом. Крестьян вместе с селами продавали, дарили, меняли, передавали друг дру­гу помещики. Большое число жирятинских сел было у пред­ков великого Тютчева. Часть населенных пунктов ближе к Почепу и Мглину принадлежали предкам другого великого нашего зем­ляка — А.К. Толстого, роду К.Г. Разумовского.

Многие дворяне причастны к строительству церквей в се­лах.

Храм был тем местом, где человек мог получить прощение за совершенные грехи, где его наставляли на праведную жизнь, где венчали, крестили детей, отпевали отошедших в мир иной.

Конечно, не все были равны перед церковными и светскими законами. Крестьянин находился в униженном состоянии, а те, кто был побогаче, правили всем и всеми.

Жестокие нравы царили в крестьянской среде. Особенно тяжело было женщине, домостроевские правила ограничивали ее свободу и права. Барин был истинным хозяином над своими под­данными. Он разрешал или запрещал жениться-, когда не было невест для работников, их покупали за деньги или меняли.

Так. помещик Васильчиков в 1761 году купил в Колычево для холостых мужчин из Овстуга вдову Авдотью Лукьянову — за 10 рублей; из Латуни — дочь Ивана Борисова — за 3 рубля, и еще одну Девку — Марью Антонову тоже за 3 рубля [20]. Конь в это время стоил в зависимости от возраста от 1 до 10 рублей.

Цель такого «замужества» для помещика одна — больше иметь работников. Вступали в брак с 13 -16 лет. Вдовам и вдов­цам немедленно находил партнеров. Хорошо, если после свадьбы «слюбятся», «смилуются», а если всю жизнь «постылым» будет. Тогда не жизнь, а ад. И из этого ада выхода не было. Женщина не могла бежать, а если и отвечала на истязания убийством ненави­стника, то ее ждала долгая мучительная смерть

В 1717 году Петр I учредил коллегию казенных сборов. Жи­ло это учреждение за счет сборов с винных откупов. Согласно распоряжению царя знатным людям и иностранцам давалось право производить и торговать спиртным. Причем отдельно да­валось право на продажу пива и меда, отдельно — на водку. Рос­сийское село с 18 века стало усиленно употреблять крепкую вод­ку, до этого крепкое спиртное употреблялось меньше, больше пиво и мед.

Но не только пьянствовали и дебоширили наши предки. Они умели многое: строить и косить, пахать и ткать, петь и руко­дельничать.

Жирятинская земля, ее люди (и те, которые поныне живут в районе, и те, кто живет за ее пределами) хранят и передают мно­гие навыки мастерства печников, плотников, кузнецов, льноткачей, вышивальщиц.

Петровские преобразования, без сомнения, дали направле­ние развитию России по западному пути. Были достигнуты высо­кие результаты во всех сферах жизни русского общества. Закан­чивался XVIII век, начинался XIX век. Жирятинские земли в это время относились к трем уездам — Брянскому, Трубчевскому и Мглинскому, к которому относилось и наше село.

Савлуковские крестьяне в основе своей были крепостными. Часть из них платили помещикам оброк Для селян эта сумма внушительная (50 копеек стоила овца, от 2 до 5 рублей стоила 1 книга; 3 рубля 75 копеек стоил 1 кг сахара). При натуральном оброке крестьянин поставлял барину: одного бара­на, 8 кг ветчины: одного гуся; одну утку; три курицы, 30 яиц, 900 грамм (2 фунта) коровьего масла., больше килограмма (2, 5 фун­та) шерсти, кроме того в течение года женщины ткали барские холсты.

Села и деревни в XIX веке были довольно многочисленными. В Савлукове проживало 425 человек, в Елисеевичах-434(в то время считалось только мужское население).

Большое событие произошло в начале XIX века. Это Оте­чественная война 1812 года, война с Наполеоном. Непосредст­венно военных действий на территории нашего района не про­исходило. Но жители жирятинских сел и деревень принимали участие в военных операциях в составе русской армии и народ­ного ополчения, выполняли многие повинности того времени.

После Отечественной войны 1812 года крестьяне-воины вновь вернулись домой, к своим хозяевам.

Большинство помещиков в Жирятинском районе были мел­копоместными, вели свои хозяйства по старинке, получая свои доходы за счет усиления эксплуатации крестьян. Земли здесь не­богатые, урожай зерновых, например, был средний, значит, надо было хозяину поставить работника в такие условия, чтобы иметь наивысшую отдачу. Выход увеличение барщины до пяти дней. Земля вся была помещичьей, чтобы не нести убытии на содержа­ние крестьян, барин для их прокормления давал надел 3-3,5 деся­тины на I ревизскую душу (мужскую). Крестьянской семье земли было мало, поэтому не хватало хлеба до нового урожая, и она вы­нуждена была просить его в долг у богатых.

Кроме большой зависимости от помещика, крестьяне были также и бесправны перед произволом дворянским.

Проводя реформу 1861 года, царское правительст­во вписало в административную систему страны общину. В сере­дине XIX века Жирятинский район представлял собой админист­ративно-территориальную сеть, где села и деревни подчинены были нескольким волостям: Госомской, Княвичской, Воробейнской. Кульневской, к которой относилось наше село насчитывало в своем подчинении 18 населенных пунктов и ревизионных душ от 300 до 3000 .

Населенные пункты представляли собой деревни (10-30 дворов). Волостное правление обычно находилось в селе, так­же как и приход (т. е. церковь). По центральному селу называлась волость. (Кульнево-Кульневская).

1) одна или несколько деревень, а также села имели статус общины (минимальное число состоящих в общине не менее 21 ревизской души, потом эта цифра увеличилась до 42 душ).

«Сельское общество» (община) представляла собой объеди­нение крестьян деревни или села для совместного использования пашни, лесов, лугов, дорог и др. Кроме этого, каждая крестьянская семья имела свою усадьбу.

Многие проблемы решались общиной. Это могли быть внутрисемейные споры, наделение землей дворов, распланиров­ка земельных ресурсов, включение в общину новых членов и ис­ключение из нее, налогообложение, применение круговой пору­ки, распределение повинностей и т. д. Все «стратегические» во­просы решались на миру (сходе)

Сход избирал руководство сельским обществом: старосту сборщика податей, сотских (кто следил за порядком — от 100 дворов). Могли по найму (за плату) брать писаря, пастуха, пожар­ника, сторожа. В жирятинских деревнях таковые были (Воробейня, Буда, Рубча и др.).

Староста был главным лицом на селе. Важное условие для избрания его на этот пост, было чтобы крестьянин был домохо­зяином, т. е. живший в этой общине и имевший земельный надел, кроме того, чтобы не был судим ни гражданским, ни обществен­ным судом, чтобы был незажиточный (середняк) так как лучше будет понимать нужды селян (сытый голодного не поймет!), что­бы знал грамоту, умел убеждать сельчан, договариваться с поме­щиком и волостью, умел поспорить с трактирщиком. Возраст — не моложе 25 лет. НО, чтобы был выделен из семьи отца как глава собственного дома и семьи. И конечно же, чтобы соблюдал мо­ральные правила: строгое поведение в быту, в семье, уважение к старшим, добросовестное отношение к работе.

Бедняк не мог попасть в старосты — ему надо было платить, а середняк имел доход свой. Доплата за должность была мини­мальной или ее вообще не было (если община бедная).

Обязанности у старосты были большие: он следил за меже­вым делением — между дворами; контролировал исправность дорог, мостов, гатей; отвечал за платежи общины; следил за фи­нансированием школ, больниц, училищ (если таковые были): вы­давал крестьянам билеты и паспорта «на отлучку», готовил во­прос на сход общины об отчислении из сельского общества ее членов.

Он обладал некоторыми карательными функциями: за ма­ловажные проступки мог наказать (если было 2 свидетеля) дня общественных работ (ремонт дорог, например) — штраф -до 1 рубля; арест — 2 дня.

Кроме этого, староста организовывал помощь при пожарах, наводнениях, падеже скота; предупреждал крестьян о недозво­ленности потравы хлебов, побоев трав; о соблюдении правил противопожарной безопасности в лесах, порубки леса. Обязан­ностей и ответственности у старосты было много, поэтому быва­ло и такое, что крестьян избирали на эти должности поочередно — на год.

На миру решались все жизненные вопросы, но не все кре­стьяне на сельском сходе имели право решающего голоса. Им об­ладал только крестьянин — домохозяин. Женщина пользовалась правом решающего голоса тогда, когда после смерти мужа «оста­валась большухой в доме, пока дети еще не взрослые работники».

Совещательный голос имели: безземельные общинники; кто имел половину положенного земельного надела; временно поте­рявший нетрудоспособность [30].

В самой крестьянской семье были свои правила. Решающий голос имел только глава семьи, так как на него начисляли земель­ный надел, но до тех пор, пока был способен работать, не терял общественное лицо (морально-нравственный облик) и справ­лялся со своими обязанностями.

В сельском обществе существовала круговая порука, которая помогала двору выжить и продержаться при неурожае, при потере кормильца (давали от­срочки от налогов на 1-3 года), раскладывая общинные платежи на остальных, община помогала при посеве и уборке, когда пада­ла лошадь, когда строился дом и т. д.

По воспоминаниям местных старожилов до 1917 года в село проживал пан Бруев. В его подчинении находились казаки и крестьяне, работавшие на него. Занимались крестьяне огородничеством, садоводством, сеяли пшеницу, гречиху, просо, коноплю. Подростков- крестьян отдавали на работу к пану, они убирали, готовили, нянчили детей, занимались хозяйством. Жилось очень тяжело.

По воспоминаниям Коростелевой М.: «Казакам жилось полегче. О казачках говорили «надела белую кофточку». Крестьянки ходили в рубахах, сарафанах. В селе распространены в основном три фамилии: Сапожковы, Коростелевы и Лысковы, которые были царскими солдатами. После революции пан уехал. Усадьбу разорили, она находилась, где живет сейчас Лысков В.И., там же растут еще липы, посаженные в те времена. Во времена пана эта алея вела к озеру, которое располагалось за нынешним разрушенным зданием столовой, где сейчас находится болото. По воспоминаниям Коростелева И.П.: «На Зубовом хуторе жил помещик Яриго, имел мельницу, шерстобиту, свет у него был. Где-то в 60-70 годы приезжали внуки».

Не забывали люди о школах. К достопримечательностям села относилось церковь .В ней была церковно-приходная школа, в которой на ряду с заучиванием молитв, учили крестьянских детей и грамоте. Церковную службу осуществля­ли как правило 2 человека: священник и псаломщик, к храму приписана была и земля. Священник проживал на территории церкви.

Из воспоминаний Лысковой Л.Я.: «церковь была небольшая, огорожена железной изгородью, большие, красивые вороты направлены на нынешнюю административное здания СПК «Восход». Она расположена была около кладбища. На церкви было два купола и два колокола. Фундамент был высокий из красного кирпича, а само здание деревянное. Здании е высокое даже крепко высокое, как двухэтажное здание. Внутри где алтарь была возвышенность, как у церкви села Творишичи. Икон очень много красивые, все позолочены. Около церкви была хатка, где жил батюшка. Работники церкви хоронились около церкви. В церковь нашего села на службу приходили из соседних деревень. Савлуково считалось селом, т.к. в ней была расположена церковь. В 1940 году ее разобрали и построили из этого материала построили Жирятинскую больницу, которая располагалась в то время на против нынешнего здания милиции».

Савлуковская сельская библиотека, по словам старейших жителей, была основана при церкви в 1898 году в отведенном помещении церковной сторожке. Книги выдавал местный псаломщик без вознаграждения за труд, деньги на приобретение книг выделялись из завещания помещиков.

Была развита и торговля . В нашем селе работал магазин, расположенный не далеко от церкви, где находился до 1941 года.

В 1917 году произошла Социалистическая Октябрьская революция, которая повернули Россию, в том числ4е и наше село на новый путь развития. Началась передел старой государственной машины, вводилась новая административно-территориальное деление. В 1918 году в нашем селе образовались советы. Здания сельского совета располагалось в церковной хатке. При сельских советах были организованы избы-читальни, так назывались раньше библиотеки.

Советские Декреты о Земле изменили положение крестьян. Безземельные и малоземельные получали наделы.

В 1919году по решению одного волостного съезда крестьянское хозяйство должно было поставить государству де­сятины ржи 2 пуда; картофеля 20 пудов; овса — 2 пуда чихи - 2 пуда [33J. Правда за продукты платили наличными по твердым ценам, но деньги-то обесценивались. Да и урожайность основных культур в единоличных хозяйствах была невысокой, так как в их основе лежало мелкое: крестьянское хозяйство с пре­обладанием трехпольной системы земледелия и низкой произ­водительностью труда.

Наряду с укреплением крестьянских хозяйств проводилась работа по их кооперированию. Это были товарищества по со­вместной обработке земли, сельскохозяйственные артели, по­требительские и кредитные кооперации, комитеты взаимопомощи. В числе первых в колхозы вначале пошли крестьяне-бедняки и часть серед­няков. С недоверием встретили организацию колхозов зажиточ­ные крестьяне, как кулаки, так и середняки). Из воспоминаний Прокопцова Н.К. : «Советы образовались в 1917 году, расположен был в церковной сторожке затем перенесли в жилой дом Сапожкова Егора и в этом же здании находилась изба-читальня т.е. библиотека » В 1927 году в деревни Ленинский была организована «Коммуна». В нее входила пять хозяйств, построили склад, коровник, держали овец. Затем они вступили в колхоз «Имени Ленина» 1943-35 году. В 1929 году образовался колхоз «Комертерн», деревня Горянь –«Заветы Ленина», «Искра революции» - д. Кучеево, «Ответ интервентам» - д. Мокарово, д.Елисеевичи и д. Зубов Хутор – не известно.»

По воспоминаниям Лыскова В.М.: «Первым председателем колхоза «Комертерн» был один из двадцатипятитысячников. Фамилия, имя, отчество не знаю, вроде Пасынков. За ним избрали председателем колхоза местного жителя- Сапожкова Матвея Стефановича. При вступлении в колхоз животных всех население сдавали в колхозные скотные дворы. Приусадебные участки колхозников были по 25 соток, животных покупали в последствии. платили налоги и деньгами и продуктами. Во время коллективизации в селе было раскулачено три семьи: Коростелев Максим имел мельницу, которую сам построил и сам работал на ней, ни кого не нанимал. Затем его раскулачили и сослали в Сибирь. Жена и дети остались в деревне, но вскоре уехали; Поляков, о нем ни чего неизвестно; Ильенок разводили пчел и имели большой сад. Жена (Сельчиха) некоторое время жила здесь, затем уехала в город.»

О том, с чего начиналась колхозная жизнь в 1930 году мож­но судить по данным, которые имеются по Савлуковскому сель­скому Совету. Это нынешнее ТОО «Восход». На февраль 1930 года колхоз объединял 11б крестьянских дворов, на колхозной усадьбе собрано было 113 лошадей. 117 коров, 46 овец. 134 свиньи; в общественные амбары было засыпано: 57 центнеров гречихи: 16 центнеров ячменя; 5,5 центнеров семян льна; 8,3 центнера коно­пли; 39 центнеров вики

Наряду с экономическими проблемами новой власти в по­слевоенный период надо было решать и культурно-образовательные задачи. И в первую очередь — ликвидация неграмотности,

2б де­кабря 1919 года был издан Декрет «О ликвидации безграмотно­сти среди населения РСФСР». Согласно этому документу пред­стояло обучить грамоте население республики в возрасте от 8 до 50 лет. Сложности со ста­новлением новой школы были кругом, не было практически ни­чего: ни тетрадей, ни учебников, ни школьных зданий, не хватало и средств на зарплату учителей. Но несмотря ни на это, Советская власть находила деньги, чтобы купить детям самое необходимое для занятий.

Но не так все было просто в жизни. Не понимали значимо­сти образования простые крестьяне. Зачастую в крестьянских семьях детей просто не пускали в школу в раннем возрасте, и они на всю жизнь остались неграмотными.

Ведя работу по ликвидации неграмотности, советская власть готовила почву для перехода к всеобщему обязательному-первоначальному обучению. В соответствии с решением пар­тийных и государственных органов с осени 1930 года вводился всеобуч. Это было историческое событие: дети начинали систе­матические занятия в настоящей школе, по настоящим програм­мам. «В нашем селе было построена школа в 1927 году на месте нынешней котельни. Работала одна учительница по прозвищу «Жигулиха». Она била детей указкой. До этого школа находилась в церкви »- из воспоминаний местных жителей.

Осенью 1930 года 97 % детей 8-11-летнего возраста пошли в школу.

Были принята 3-ступенчатая структура: начальная школа (1-4 классы), неполная средняя школа (1-7 классы) и средняя школа (1-10 классы). Вводилась единая структура учебного года, укреплялись принципы единоначалия, поднималась роль учителя в воспитании учащихся. По воспоминаниям местных жителей в д. Макарово 4 класса было в школе, в д. Елисеевичи и д. Кучеево были школы семилетки.

Сталинские репрессии, появившиеся после 1934 г. Не обошли и наш сельский совет. Был арестован и предан суду Кузьменко Антон Григорьевич 1892 год рождения д. Макарово, которому предъявлялись обвинения, как «антисоветская деятельность», «шпионаж», «измена Родине».

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С первого дня войны началась мобилизация в действующую армию. В числе первых получили повестки и жители деревень нашего сельского совета.

7 августа облисполком и бюро обкома ВКП(б) принимает решение об эвакуации общественного колхозного крупного рогатого скота, овец, молодняка лошадей до 3-х лет. Для перегона скота из нашего колхоза были назначены люди, отвечающие за перегон и сохранность скота в пути это Жилина К.И., Жилин В.П., Коростелев В.Н. и другие неизвестны.

Положение к концу августа осложняется. Немцы постоянно атакуют наши войска. В сентябре и начале октября шли ожесточенные бои. 7 октября 1941 года Брянск, в том числе и наше село было взято немцами.

Из воспоминаний Лысковой Лидии Яковлевны: «Когда был первый фронт, были вырыты два блиндажа возле озера, и здесь располагался госпиталь, было много раненых, их здесь лечили. Был убит политрук, похоронили его на кладбище, затем перенесли в Мокарово. Когда немцы близко подошли, раненых переправляли в лес, кто пешком, кто на конях. »

После стабилизации положения (к осени) в нашей местно­сти немцами были созданы местные органы управления и одно­временно ликвидированы органы Советской власти. Орловская область снова переименовывается в губернию и делится на округ входило 7-8 административных районов). Во главе округа стоял обер-бургомистр. Район управлялся через районную управу. Волость объединяла несколько населенных пунктов. Воз­главлял волость старшина. В каждом селе был староста. При них работали отделы: полицейский, наружной службы, воен­ный, финансовый и сельскохозяйственный, которые вели все де­ла на оккупированной территории, т. е.фактически фашисты восстановили дореволюционное административно-территориальное деление. Появились новые хозяева на земле.

документе Верховного главнокомандования немецкой армией «Памятке для ведения хозяйства в оккупированных вос­точных районах» отмечалось: «Завоеванные восточные области являются германской хозяйственной территорией. Земля, весь живой и мертвый инвентарь является собственностью герман­ского государства» [47]. Это значит: каждый немецкий офицер и солдат получал имения, где русские- крестьяне их подданные. это время распущены были колхозы, вместо них вновь созданы имения и общины, где помещиками также были немцы. Были за­крыты клубы и средние школы. Оставлялись начальные и семи­летние школы, работавшие по дореволюционным программам, переделанные новойвласти частности, история СССР, древнего мира и средних веков не изучались, в начальных шко­лах 30 % времени отводилось на усвоение немецкого языка, ос­тальное на арифметику, чтение, физкультуру, русский язык и другие дисциплины не изучались, 11,цль такой учебы воспитывать покорность и подчинение новым хозяевам. Те, кто не пускал де­тей в «новые» школы ждало наказание в виде штрафов, принуди­тельных работ, тюрьмы.

Население обязано было сдавать: б центнеров зерна с каж­дого жителя, по центнеру мяса со двора, 300 литров молока (а в Жирятинской волости до 550 литров) с коровы, весь молодняк-скота, 75 яиц с курицы, вся шерсть с овец, вся пенька и лен. По­мимо этого брался подушный налог, налог на собак, кошек и дру­гое [48].

Все жители волости имели удостоверения личности. Запре­щалось без разрешения ходить из села в село, в город; рынки также запрещены; установили плату за медицинское обслужива­ние (за перевязку от ушибов, ран).

Плата взималась за выдачу удостоверений (200 рублей), за его замену (100 рублей), регистрация брака (30 рублей), регист­рация скота (50 рублей), денежные подушные налоги. Семья из 5 человек, где 1-2 человека трудоспособных - пало]- составлял 1700 рублей, из б человек и 4- 5 детей 1300 рублей. За лошадь — 500 рублей, за пчелосемью — 500 рублей, за плодовое дерево -10 рублей. Чтобы знать, что значит налоги и штрафы, посмотрим, какими были рыночные цены, так как в магазинах практически нечего было купить. В Брянске на рынке (а там в основном шла торговля) 1 пуд хлеба стоил 1000-1200 рублей, 1 кг сала - 1000-1200 рублей, 1 кг сливочного масла 1000 рублей, 1 литр расти­тельного масла — 800-900 рублей, 1 кг соли — 325 рублей [49].

Существовала и система штрафов. За пастьбу скота в лесу без разрешения — 50 рублей, за выпас в запрещенном месте — 150 рублей, за несвоевременную уплату налогов 250 рублей. Было и такое, если кто-то без ведома властей зарезал корову или свинью, то мясо конфисковывалось , отбирался оставшийся скот и налагался штраф - 1 тысяча рублей.

Но не только в продовольствии и сырье нуждалась Герма­ния. Ей нужны были и крепкие рабочие руки. В первый год наше­ствия немцы отбирали здоровых выносливых от 15 до 45 лет, причем каждое село, деревня, поселок имели «планы поставок» рабочей силы. С конца 1942 года, когда фашисты провели то­тальную мобилизацию в армию и потребовалось рабсилы в больших количествах, стали угонят всех от 12 до 60 лет. Всего за годы оккупации из Жирятинского района было отправлено 2931 человек. Для сверхчеловеков высшей расы русские -- это рабо­чий скот, который и осенью, и зимой, и летом, и весной отправ­ляли в товарных вагонах плотно набитых тысячами!

Источник:   "Прошлое и настоящее Жирятинской земли", В.И. Коваленко


Copyright MyCorp © 2024