Храмы Жирятинского района
Храм Преображения Господне с. Творишичи
Село Творишичи расположено на правом берегу реки Судости в 2 км к северо-востоку от районного центра. В начале ХХ века Творишичи входили в состав Красносельской, а с 1910 года - Малфинской волости. Ныне село находится в составе Жирятинского сельского поселения. По переписи 1926 года, население Творишичей составляло 339 человек, в настоящее время в этом селе числится один постоянный житель.
В начале XVII века Творишичи состояли в Подгородном стане Брянского уезда. Деревянная церковь во имя Георгия Победоносца была сожжена в годы Смуты; с 1654 года в документах отмечалось только "церковное место", с которого, впрочем, платилась дань - а значит, приход действовал. Лишь в 1700 году был выдан антиминс на новопостроенный деревянный храм. Вплоть до начала XIX века в нем был один престол - Георгиевский. В 1818 году в Творишичах была закончена постройка ныне существующей кирпичной двухпрестольной церкви. Благотворительница строительства - помещица Варвара Николаевна Безобразова, родная тетка поэта Ф.И. Тютчева - посвятила храм памяти погибших мужа, морского офицера, и сына, подпоручика лейб-гвардии артиллерийской бригады. Материал для возведения храма изготавливался на местном кирпичном заводе, что позволило сделать стены здания массивными - толщиной до полутора метров. Главный престол новопостроенной церкви, освященный во имя Преображения Господня, находится вверху. Нижний престол освятили в память прежнего храма Творишичей - Георгиевского. В плане церковь имеет размеры: настоящая часть – 19 на 12 метров, трапезная – 6 на 4,5 метра, колокольня – 6 на 6 метров. Первоначально здание было пятиглавым, имело 32 окна среднего размера и одно малое, отапливалось кафельными печами. Здание старой деревянной церкви в течение нескольких лет еще стояло неразобранным, но престол в нем в 1820 году уже не упоминается. В 1893 году на средства, пожертвованные церковным старостой и прихожанами, к церкви были при строены кирпичные трапезная и колокольня. Церковный участок был окружен железной оградой с решетками. В ограде были одни ворота и калитка. Возле храма стояла крытая тесом деревянная сторожка. В 1907-1908 годы на церковном участке было затеяно новое строительство: для семей священника и псаломщика построили деревянные дома, появились два деревянных амбара, внутренний двор с оградой и навес на столбах. В 1870 году церковь Творишичей по каким-то причинам лишилась собственного причта и была приписана к Крестовоздвиженской церкви близлежащего села Жирятина. Тем не менее, свой приход храм сохранил: в начале ХХ века в него, кроме самого села, входили деревни Городище и Колычово. В 1913 году в селе было построено деревянное одноэтажное здание для церковно-приходской школы. Архитектура и интерьер храма уникальны. Он выстроен в стиле эклектики с редко встречающимся в храмовом зодчестве России преобладанием элементов романтизма, в подражание Преображенской церкви бывшего Спасо-Вифанского монастыря близ Троице-Сергиевой лавры (город Сергиев Посад Московской области; ныне этот храм воссоздан в старых формах на месте разрушенного). Овальная в плане двусветная основная часть со стрельчатыми псевдоготическими окнами дополнена по сторонам света четырьмя ризалитами. С протяженных сторон ризалиты имеют украшенные тройками башенок треугольные аттики, с торцевых сторон – только пары башенок в завершении. В нишах фасадов установлены статуи-барельефы - редчайший случай в русском церковном строительстве XIX века, что сближает храм с образцами западноевропейской католической архитектуры. К сожалению, большая часть барельефов не сохранилась. Утрачено и первоначальное пятиглавие храма: ныне здание перекрыто параболической кровлей с небольшой луковичной главой на восьмигранной шейке. Трехъярусная колокольня, соединенная с основной частью короткой трапезной, собственно, и придает этой оригинальной постройке, более похожей на дворец, вид культового сооружения. Не менее интересен интерьер храма. Из основного молитвенного помещения на верхний - главный - престол ведут крутые боковые лестницы. Пространство под престолом заполнено объемной композицией из папье-маше, на которой изображен каменистый склон горы Фавор с двумя родниками, где произошло Преображение Господне. Проем в нижней части композиции, стилизованный под вход в пещеру, ведет к расположенному в восточном ризалите второму – Георгиевскому - престолу. Придельное помещение имеет печь, дымоотвод из которой сделан с таким расчетом, чтобы при взгляде на храм извне в зимнюю пору создавался образ парохода, плывущего по безбрежному снежному полю. В советское время службы в Преображенской церкви ненадолго прерывались. В начале оккупации на территории храма была устроена немецкая конюшня, но затем по просьбам жителей церковь было разрешено открыть для служб. Из всего былого богатого убранства храма до наших дней сохранилась только икона Николая Чудотворца - "Никола Мокрый", считающаяся ровесницей церкви. По преданию, она явилась на берегу Днепра, а под образом был найден пропавший во время урагана младенец. Уникальное многоярусное паникадило, сделанное из хрусталя, в годы богоборчества было разбито. Невзирая на безусловную архитектурную и художественную значимость Преображенской церкви, при ее обследовании в конце 1960-х годов храм был охарактеризован вполне в духе того времени: "Церковь действующая, оборудование и убранство - на самодеятельном уровне, древних и ценных в художественном отношении элементов и предметов не выявлено". Пути Господни неисповедимы. Невероятно, но сегодня, когда населения в Творишичах практически не осталось, в сельской церкви действуют оба престола! Годы безбожия пощадили некогда скромный, приписанный к Жирятину храм: в советское время церковь оставалась действующей, и ныне уже православные жители райцентра по воскресным и праздничным дням ходят в Творишичи на службу. В 2007 году в храме был проведен капитальный ремонт. Для главного престола изготавливается новый иконостас, повторяющий формы первоначального, ныне утраченного. Старая ограда храма не сохранилась: территория ныне обнесена металлической сеткой. Близ ворот строится бревенчатая часовня. При Преображенской церкви действует воскресная школа. Помещение для нее выделено в здании средней школы в Жирятине. Настоятелем Преображенской церкви является иерей Евгений Неберо.
"Храмы Трубчевского уезда", О.Р. Вязьмитин, А.В. Шатохин, 2013 год.
Храм в честь святителей Афанасия и Кирилла Александрийских
Первое упоминание о храме в честь святых апостолов Петра и Павла относится к 1654 году. Владельцем село Страшевичи в то время был Ф.А. Бахтин. В 1731 году здесь был построен деревянный храм в честь святителей Афанасия и Кирилла. Просуществовал этот храм до 1812 года, потом был перестроен на средства генерал-майора М.П. Бахтина. В 1831 году помещик А.С. Бахтин, бывший староста села Страшевичи, на свои средства пристроил деревянный придел в честь Боголюбской иконы Божией матери. Он же построил деревянную колокольню. В 1901 году Строительным Комитетом был утверждён план современного храма, который построен брянскими и почепскими мастерами в 1905 году. Приход был воссоздан в 1993 году. Храм двухпрестольный: первый престол во имя Святителей Кирилла и Афанасия Александрийских, второй – во имя святых апостолов Петра и Павла. Придел освящен в честь иконы Божией Матери Боголюбской.
Страшевичи. Церковь Афанасия и Кирилла Стены кирпичные с расшивкой швов и использованием в деталях лекального и тесаного кирпича; шатры деревянные. Характерный образец культового зодчества данного периода в русском стиле. Принадлежит к типу бесстолпных трехчастных храмов с шатровым завершением и ярусной, также шатровой колокольней.
Массивный основной куб с широким антаблементом и ярусом полукруглых кокошников несет небольшой световой восьмерик, увенчанный невысоким шатром с главкой; в завершенных архивольтами гранях восьмерика прорезаны арочные окна. К кубу примыкают узкий пятигранный алтарь и трапезная с поперечно ориентированной папертью в западной части. Короткий и узкий переход связывает ее с четырехъярусной колокольней, состоящей из четверика с полуярусом, прорезанным круглыми проемами и завершенным поясом кокошников, и двух восьмериков звона с арками и аналогичным храму шатром с небольшой главкой (утрачена). Суховатый кирпичный декор фасадов несколько перегружен деталями, подражающими архитектурным формам 17 века: плоские широкие лопатки, карнизы с городками, пояса нишек-ширинок под окнами и в завершении основного объема, кокошники, порталы боковых входов, обрамления окон храма и проемов колокольни с пилястрами, архивольтами и проч.
В интерьере основное помещение перекрыто сомкнутым четырехлотковым сводом со срезанными углами и световым кольцом круглого изнутри восьмерика. Широкий проем связывает основное помещение храма с алтарем, имеющим коробовый свод с лотками над восточными гранями. Три проема ведут из центральной части в трапезную и из нее на паперть, которые перекрыты вспарушенными сомкнутыми сводами.
"Свод памятников архитектуры и искусства России. Брянская область", 1998 год. |