Прообраз знакомого нам сегодня Деда Мороза возник в славянской мифологии. Восточные славяне почитали мороз как стихию — он представлялся им невысоким бодрым старичком с седой бородой, которого зимой звали, а летом просили не приходить, чтобы не портил урожай. Позже, в середине XIX века, Мороз начинает приобретать черты известного нам сегодня Дедушки. Поочередно он меняет несколько имен: Мороз Иванович, Святой Николай, Морозко и, наконец, в начале ХХ века, уже знакомый нам Дед Мороз. Он приживается и остается символом Рождества и Нового года вплоть до Революции.
К 1929 году Дед Мороз как элемент православного праздника находится под запретом, как и само Рождество. Однако уже накануне 1936 года он возвращается — переосмысленный, более светский. Теперь зимний волшебник приходит в Новый год, а когда-то рождественская елка — становится новогодней. Традиции Рождества во многом сохраняются при праздновании Нового года, но они больше не имеют религиозного подтекста. Дед Мороз того времени — высокий, с седой бородой, в красной, белой или синей шубе с меховой оторочкой. У него всегда при себе волшебный посох и мешок с подарками. Передвигается он в санях, запряженных тройкой лошадей.
С тех пор образ Деда Мороза сильно не изменился. Появилась спутница — внучка Снегурочка, и было построено несколько резиденций: в Архангельске, в Лапландии, на Северном полюсе, в Великом Устюге, Мурманске и Москве. Как настоящий волшебник Дед Мороз может находиться в нескольких местах одновременно, поэтому свои письма дети могут отправлять в любую из резиденций — они обязательно попадут к адресату.
Традиция отмечать день рождения возникла в Великом Устюге в 2005 году. Сколько лет Деду Морозу на самом деле, посчитать очень сложно — особенно учитывая все предыдущие образы, в которых знали волшебника. Поэтому при праздновании никто не считает, какой год пошел Деду Морозу — он появился очень давно и сменил столько имен и обличий, что узнать его точную дату рождения уже вряд ли кому-то удастся.
|