Интересный факт о происхождении древнерусских былин.
Былина - древнерусская, позже русская народная эпическая песня о героических событиях или примечательных эпизодах национальной истории 11–16 вв. Термин «былина» был введён в научный оборот Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1840-х гг. на основании упоминаемых в «Слове о полку Игореве» «былинах сего времени». В народе же эти повествования назывались старинами. Былины записывались с середины 18 в. на Урале («Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», опубл. в 1804); начиная с сер. 19 в. – преимущественно на Русском Севере (Архангельская, Олонецкая губернии, реки Мезень, Печора, Пинега, побережье Белого моря), а также в Вологодской губернии, Сибири, Поволжье, центральных губерниях России. На рубеже 19–20 вв. представителями исторической школы в фольклористике (В.Ф.Миллер и др.) были установлены прототипы героев былин, конкретная событийная основа сюжетов. Былины, эпические песни о героических событиях русской истории как самостоятельный жанр сложились в X–XI веках — в эпоху расцвета Киевской Руси. Сегодня известно около 100 сюжетов, которые рассказаны в более чем 3000 текстов.
На начальном этапе они основывались на мифологических сюжетах. Но былина, в отличие от мифа, рассказывала о политической обстановке, о новой государственности восточных славян, и потому вместо языческих божеств в них действовали исторические лица. Реальный богатырь Добрыня жил во второй половине X — начале XI века и приходился дядей князю Владимиру Святославичу. Алешу Поповича связывают с ростовским воином Александром Поповичем, погибшим в 1223 году в битве на реке Калке. Святой преподобный Илья Муромец жил, предположительно, в XII веке. Тогда же в новгородской летописи был упомянут купец Сотко, превратившийся в героя новгородских былин Садко. Позже народ стал соотносить героев, живших в разное время, с единой былинной эпохой князя Владимира Красное Солнышко. В фигуре Владимира слились черты сразу двух реальных правителей — Владимира Святославовича и Владимира Мономаха. Каждое значимое для народа событие находило отражение в былинах. В сохранившихся текстах упомянуты реалии из эпохи Ивана III и Ивана Грозного, войны с Польшей и даже с Турцией.
Былины отразили многие исторические факты и реалии: борьбу против степняков - кочевников (которые обозначены общим этнонимом «татары»; одно из самых значительных произведений о нашествии кочевников – былина «Илья Муромец и Ка́лин-царь»), географию и пейзаж Киевской Руси («раздольице чисто поле»), детали военного княжеско-дружинного быта, жизненного и сословного уклада, обычаи и традиции (через многие былины проходит идея нерушимости семьи – «Данила Ловчанин», «Ставр Годинович»; тема былины «Про Соловья Будимировича» – браки русских княжон со знатными иноземцами). Новгородские былины воспроизвели купеческий идеал богатства, предприимчивость, дух смелых путешествий; воспели удаль и силу новгородцев («Садко», «Вольга и Микула»). Политическая борьба в Новгороде 13–14 вв. отображена в былине «Василий Буслаев и новгородцы». В былинах нашли преломление общераспространённые «бродячие сюжеты» (муж на свадьбе своей жены, бой отца с сыном), а также мотивы переводных и оригинальных повестей (об Индийском царстве, о Казанском царстве, о Мамаевом побоище).
|